Четверг, 25.04.2024, 03:42
 
 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
  ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ 
г. Межгорье



МЕНЮ САЙТА
Календарь
«  Август 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031









Главная » 2021 » Август » 16 » Год героев
11:05
Год героев

16 августа знаменательная дата. В этот день 25 лет назад совершил свой легендарный и уникальный подвиг, вернув самолет ИЛ76 и его экипаж на родину спустя год плена, Владимир Ильич Шарпатов!

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.

Члены экипажа самолёта:

1. Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна,

2. Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот,

3. Здор, Александр Викторович — штурман,

4. Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер,

5. Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист,

6. Бутузов, Сергей Борисович — ведущий инженер,

7. Рязанов, Виктор Петрович — ведущий инженер.

 

Просмотров: 198 | Добавил: ЦВР | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Порядок обращения к Уполномоченному по правам человека в Республике Башкортостан



Телефоны "Горячей линии":

8(34781) 2-28-76, - Шерстнева Наталья Игоревна,
и.о. начальника Отдела,
 общественный помощник Уполномоченного по правам ребенка в Республики Башкортостан по г. Межгорье


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
  • Сайт министерства просвещения РФ:
  • edu.gov.ru
  • Сайт министерства образования РБ:
  • education.bashkortostan.ru
  • Сайт Отдела образования г. Межгорье:
  • ookmpsmezhrb.02edu.ru/
  • Сайт Внешкольник: 
  • dop-obrazovanie.com
  • Персональныеданные Дети
  •  Персональныеданные.Дети
  • Навигатор дополнительного образования детей РБ
  • http://р02.навигатор.дети 
  • Республиканский модельный центр РБ
  • http://модельныйцентррб.рф

    Почтовый адрес453571, Республика Башкортостан, г. Межгорье, ул. 40 лет Победы, дом 13 
    Электронный адрес: mudod.cvr@mail.ru 
    Телефоны: 8(34781)2-27-27, 8(34781)2-21-87

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz